От авторов книги

От составителей и авторов книги

  • Удовиченко Вера Федоровна
  • Савчук Анастасия Николаевна

 

Хроника событий

Очевидная помощь Матушки

 

Удовиченко Вера Федоровна

Вспоминая пройденный путь, который составляют годы жизни, мы отдали дань настойчивым просьбам почитателей матушки Алипии, которые неоднократно обращались к нам с просьбами зафиксировать факты истории и рассказать как была построена часовня на месте жительства монахини Алипии в Голосеевском монастыре, написаны книги, совершился перенос останков Матушки.

Также этот рассказ будет ответом тем людям, которые, не зная хода событий, не зная истинного положения дел по строительству часовни, по написанию книги, распространяли в народе неверные сведения.

После смерти матушки Алипии прошло уже более двадцати лет. Это довольно большой период, очень интересный и насыщенный событиями, в который помощь и руководство матушки Алипии ощущались постоянно. Это уже страницы истории – истории посмертной помощи и чудотворений по молитвам монахини Алипии (Авдеевой).

Надеемся, что читателю будет небезынтересно узнать как развивались события после кончины Матушки, что происходило в среде ее духовных чад, как постепенно слава о чудотворениях матушки Алипии распространялась в народе и что приходилось испытать ее духовным чадам, преодолевая различные трудности по сохранению и распространению ее духовного наследия.

В связи с тем, что нам по милости Божией пришлось стать участниками всех событий, которые происходили как возле могилки Матушки на Лесном кладбище, так и на месте жительства старицы в Голосеевском монастыре и быть в кругу самых близких к Матушке духовных чад, поэтому может быть, некоторые факты покажутся читателю нескромными. Но ради истины нам пришлось об этом поведать.

 

Глава 1

 

История написания книги «Стяжавшая любовь»

Мысль о написании книги о жизни матушки Алипии пришла не сразу.

Встречаясь с духовными чадами старицы, снова и снова в кругу близких людей оживляя воспоминаниями картины минувшего времени, когда мы имели, может быть, неоцененную в полной мере возможность общения с человеком – столпом духа, веры и благочестия матушкой Алипией, постепенно рождалась мысль о необходимости более полного и подробного отображения ее многотрудного жизненного пути и духовных подвигов.

Многие чада уже ушли в Вечность. Время неумолимо движется вперед, а вместе с ним могут исчезнуть со страниц истории драгоценные капли – свидетельства о духовных подвигах, чудотворениях и поучительных беседах Матушки, которые представляют огромный интерес для становления личности современного христианина.

Уже была написана и разошлась огромным многотысячным тиражом первая книга о жизни Матушки – «На пажити Богоматери», написанная Ларисой Алексеевной Чередниченко, которая собрала воспоминания некоторых духовных почитателей старицы.

Мы с Анастасией также участвовали в этом благом деле, помогая Ларисе Алексеевне организовывать сбор материала, так как это очень непростое и ответственное дело. Отыскать духовных чад Матушки и убедить их дать материалы и сведения, касающиеся зачастую их личной жизни, а также подготовить список вопросов, довольно непросто. Многие почитатели старицы на то время отказались опубликовывать свои воспоминания, что было очень прискорбно.

Книга Ларисы Алексеевны Чередниченко «На пажити Богоматери» была написана по воле Божией и по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира очень своевременно, так как после ее написания некоторые чада старицы отошли в мир иной и ко времени начала сбора материалов для нашей книги «Стяжавшая любовь» их неоцененные факты были бы уже утрачены.

Также в ряду первых печатных материалов о матушке Алипии был очерк Анны Ильинской, писательницы из России в ее книге «Матушки земли российской». Она приезжала в Киев для того, чтобы ознакомиться с жизнью старицы. Анна встречалась с чадами Матушки на Лесном кладбище. На этой встрече присутствовали и мы с Анастасией Савчук. Однако интервью было очень скорым и довольно поверхностным, поэтому очерк недостаточно точно и полно отображал жизнь Матушки.

Время от времени появлялись статьи в периодических изданиях – газетах и журналах, но опять таки, они основывались на данных, которые из тех или иных источников удалось собрать журналистам, которые имели малое представление о жизни матушки Алипии. Однако это имело огромный положительный результат, так как имя Матушки с еще большей силой распространялось в народе и новые и новые почитатели прибегали к молитвенной помощи старицы у ее могилки на Лесном кладбище. Матушка не оставляла их своей помощью, поэтому люди не понаслышке, а из реальных фактов помощи знали силу ее молитв и передавали из уст в уста сведения об этом.

После издания замечательной книги «На пажити Богоматери» – плода десятилетних трудов Ларисы Алексеевны Чередниченко, духовные почитатели Матушки, которые не ходили к ней при жизни, после моих рассказов об удивительном живом общении с Матушкой, о том, что я видела и слышала от близких чад старицы,  обратились ко мне с предложением: «Почему бы вам еще больше не собрать материалов о жизни Матушки и не написать об этом книгу, ведь то, что вы нам рассказываете очень интересно и поучительно».

 

Я стала задумываться об этом. Поговорив об этом замысле с другими ближайшими почитателями и духовными чадами матушки Алипии, мы вместе пришли к выводу, что издание новой книги назрело в среде народа и действительно необходимо.

К этому времени моя крестница Анастасия Савчук закончила Свято-Тихоновский Богословский Институт, и я поделилась с ней своими замыслами и предложила участвовать в этом благом деле. Она с радостью согласилась, так как давно интересовалась этой темой, и матушка Алипии для нее очень любима и близка.

Взяв благословение у священников – духовных чад матушки Алипии, мы начали сбор материалов и интервью. Келейница матушки Алипии – Мария Александровна Скидан, с которой мы давно и очень близко общаемся еще со времен жизни Матушки, живо откликнулась на нашу просьбу, так как всегда участвовала во всех наших делах и благих замыслах, и с готовностью поделилась своими ценными воспоминаниями.

Это общее дело еще более сплотило самых близких чад старицы, дало повод для теплых и интересных встреч и бесед, мы встречались с ними как на могилке матушки Алипии на Лесном кладбище, так и в Голосеевском монастыре, возле которого Матушка прожила последние годы жизни, а также у них дома.

Собирая материалы для первого тома книги «Стяжавшая любовь», нам приходилось ездить в другие епархии, города и даже страны, писать множественные запросы, было совершено огромное количество телефонных звонков. Наряду с воспоминаниями современников Матушки, людей, которые видели и общались с ней при жизни, мы также получили большое количество сведений о посмертных чудотворениях Матушки, потому что слава о ее чудесах уже приобрела всенародный характер.

Хочется вспомнить наиболее интересные поездки. Очень теплой была поездка в село Старое Бориспольского района Киевской области к отцу Валерию Еленскому.

После кончины Матушки самому близкому кругу ее чад не всегда удавалось организовывать частые встречи, поэтому увидеть близких людей очень хотелось.

Мария Александровна, Анастасия и я при содействии верующего человека Виктора, который согласился возить нас, мы отправились в дорогу.

А в этот день покойный отец Валерий как раз рано утром сокрушенно молился матушке Алипии о том, что он давно не общался с другими чадами Матушки, и как хотелось бы снова с ними встретиться.

Это происходило рано утром, а в полдень приехали мы. Каково же было его удивление, когда в полдень из машины, остановившейся возле его храма вышли наши паломники, и он увидел давно знакомые лица!

Это было настоящее чудо матушки Алипии. Встреча была очень радостной! Мы очень содержательно побеседовали, записали воспоминания семьи Еленских на диктофон, потрапезничали, сфотографировали личные вещи матушки Алипии, которые хранились у отца Валерия и его матушки Зинаиды. День был очень солнечный, яркий, хотя это было еще только начало весны, но уже по-весеннему щебетали птицы, и солнце приветливо протягивало нам свои первые теплые лучи. Встреча была на кладбище у храма, в котором служил отец Валерий.

 

С тех пор мы начали часто посещать покойного отца Валерия в другом храме батюшки – святых мучеников Бориса и Глеба в Борисполе. До его кончины мы были почетными прихожанами этого храма. Матушка Алипия очень тепло относилась к отцу Валерию и его семье, и, общаясь с ним, слушая его проповеди, присутствуя его на богослужениях – видели перед собой настоящего христианина.

Удивительна встреча и с другим близким к матушке Алипии священнике – также ныне покойном отце Александре Пожилове. При жизни матушки Алипии мы были друзьями. Будучи еще мирянином, он работал в то время завскладом. У матушки Алипии он бывал очень часто, даже сажал для нее отдельный огородик вблизи ее домика. Когда мы начали писать книгу, на тот момент я не знала подробностей его жизни. Однажды я причащалась в храме на Демиевке. Подхожу к священнику, чтобы принять Святые Тайны и вдруг вижу знакомое лицо… Мы знали, что матушка Алипия говорила Александру, что он будет священником, но он отказывался, говорил, что не будет. И вот слова Матушки сбылись. Для меня это была очень впечатлительная встреча. После службы мы договорились о дне беседы о Матушке, и вскоре я и Анастасия встретились с ним, и отец Александр дал нам интересное интервью для книги.

Еще мы с Анастасией совершили поездку в село Березна Черниговской области, где, как нам сказали, проживает много почитателей матушки Алипии. Оказалось, что к Матушке из этого села ездило много людей, с которыми мы встретились. Они рассказали, что когда в советское время закрыли сельский храм, то к Матушке приезжала целая делегация и по их просьбе старица умолила Господа открыть храм и предсказала об этом.

В этом селе проживали родители и сестры духовника Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне иеромонаха Макария (Макиенко). Эта благочестивая семья  была близка к матушке Алипии и они неоднократно бывали у нее. После ее кончины мама отца Макария Мария и сестра монахиня Мария приняли монашеский постриг в Елецком монастыре Чернигова. Эта поездка была одной из самых теплых и запоминающихся.

У владыки Ипполита (Хилько) в бытность его на Тульчинской кафедре мы прожили в городе Тульчине целую неделю, присутствовали на службах, совершаемых Владыкой, и имели возможность беседовать с ним и его сестрой монахиней Флавианой. Они ознакомились с написанным житием Матушки, а также с материалами будущей книги и предоставили нам свои материалы и фотографии из семейного архива. Мы получили благословение Владыки на издание книги и дальнейший сбор материала.

Посещали мы также и другие монастыри и храмы. В поселке Вересочь Черниговской области мы встретились в игуменией Нонной, настоятельницей Свято-Лаврентиевского монастыря. Назад в Киев мы должны были возвращаться на электричке. Задержавшись в монастыре, мы опаздывали, а электричка ходит редко, другого транспорта не было. Игумения Нонна начала искать людей, которые бы нас подвезли, но никого на тот момент найти не могла. Тогда она не растерялась и попросила запрячь для нас лошадей. Мы ехали на монастырской телеге на станцию. Такие вот бывали с нами приключения.

В монастыре села Даневка Козелецкого района Черниговской области мы посетили удивительный Свято-Георгиевский монастырь и игумению Пелагию.

А однажды во время поездки в Нежинский район зимой выдалась такая погода, что дорога от вокзала к селу, в который мы ехали, чтобы встретиться со священником, полностью оледенела. Машина скользила, как на катке и была почти неуправляема, а по обеим сторонам дороги были глубокие кюветы. Мы с Анастасией и нашими спутниками, которые согласились поехать с нами и показать дорогу, все вместе молились, чтобы матушка Алипия помогла нам благополучно проехать. Ехали очень медленно, но молитвами угодницы Божией мы доехали и с большим трудом, держась друг за друга, маленькими шажками пытались пройти к храму. Слава Богу, никто не упал.

В неотапливаемом огромном каменном храме на службе на окнах и подоконниках лежал снег, который падал вниз на молящихся. Был такой холод, что невозможно было пошевелиться. После службы мы взяли интервью. К этому времени гололед прекратился.

В электричке после стояния на ледяном полу от холода у меня начался страшный зуд конечностей. Все это приходилось претерпеть, чтобы собрать капля за каплей сведения о Матушке.

Невозможно здесь описать всех поездок и трудностей, которые нам пришлось испытать, но самой незабываемой, трудной, с приключениями была поездка в Ярославль, Иваново и Москву.

В Ярославле мы вдвоем с Анастасией встретились с настоятельницей Толгского монастыря игуменией Варварой. Она очень благосклонно приняла нас. Этот необыкновенно красивый монастырь, а также беседа с матушкой Варварой, оставили в наших душах неизгладимое впечатление.

В Иваново мы прибыли глубокой ночью, и дождавшись на вокзале утра, сразу же поспешили в Ивановский Свято-Введенский женский монастырь, где разыскали ныне покойную схимонахиню Нектарию, самую старейшую насельницу монастыря, которой тогда было уже за девяносто лет. Эта встреча была одной из самых удивительных.

Матушка Нектария длительное время и часто ходила к матушке Алипии в Голосеево во время своего жительства в Киеве. Старица называла ее «баба» и тем самым предсказала ей долгую жизнь, что и сбылось. Ее слова были как драгоценные крупицы, которые нам удалось собрать так далеко от родного города.

Вернувшись из Иваново в Ярославль на автобусе, мы сели в Ярославле на электричку и поехали в Сергиев Посад, чтобы сделать пересадку на московскую электричку. Было уже поздно, но остаться на ночлег в Сергиевом Посаде нам не удалось. Задержавшись в Троице-Сергиевой лавре, мы пришли на вокзал, но оказалось, что электрички нет, а будет только последняя – около двенадцати ночи. Выбора у нас не оставалось и пришлось ехать этой электричкой.

Когда мы вошли в первый вагон, оказалось, что там на лавках ехали спящие бомжи. С нами в вагон вошла женщина, которая оказалась в таком же положении, как и мы. Как только поезд тронулся, один из бомжей проснулся, и в необыкновенно агрессивном состоянии начал к нам приближаться, выкрикивая угрозы с каким-то нечеловеческим выражениием лица. Потом он перегородил нам дорогу. Деваться было некуда, поэтому на следующей станции мы в страхе выбежали на перрон – кругом ночь и лес. С нами вышел из вагона парень.

Испугавшись, что мы останемся ночевать среди леса, мы побежали в следующий вагон. Но двери уже закрылись. Парень, вышедший с нами, находился вблизи кабины машиниста электровоза. Он постучал ему в окно, чтобы двери открыли. Когда мы снова вбежали в электричку, то во втором вагоне оказалась та же картина – на всех лавках спали бомжи, а бомж из первого вагона по какому-то бесовскому наитию вышел из первого вагона и начал нас преследовать по всей электричке. Мы бежали от него из вагона в вагон. А когда мы добежали до последнего, то там оказалась большая компания подозрительных молодых людей.

Идти нам было больше некуда. Мы вернулись в тамбур и боялись появления бомжа. В необыкновенном душевном потрясении я просила только одного – чтобы не пострадала Анастасия, молодая девушка, которую особо преследовал бомж, и чтобы не пропали наши с трудом собранные материалы для книги. «Матушка, защити! Матушка Алипия, не допусти, помоги издать еще книгу», – громко молилась я, Анастасия читала «Да воскреснет Бог». Женщина перепугано смотрела на нас, не зная слов молитв, но видно было, что она впитывала эти слова всей душой. В этот момент в тамбур ввалился бомж.

Дыхание перехватило! Мы взмолились к матушке Алипии, шепча молитву губами, чтобы она спасла нас от неминуемой расправы, так как злобное поведение бомжа ничего хорошего не сулило.

Вдруг он остановился, уставился на нас, а мы на него. И тут его разъяренное лицо начало принимать нормальное выражение. Он обмяк, и после леденящей душу паузы, вдруг обратился к нам с просьбой закурить. Мы с трудом ответили, что не курим. Тогда он молча развернулся и пошел в другую сторону, а за ухом у него была… сигарета. В потрясении мы благодарили матушку Алипию, которая не допустила случиться беде. Женщина, бывшая с нами, видела, как горячо мы молились, и для нее это также было чудом. По молитвам матушки Алипии бесовская злоба вышла из бомжа, и он успокоился.

Мы долго стояли в тамбуре и продолжали молиться. Вскоре, очнувшись от потрясения, мы попробовали пройти в вагон. Оказалось, что по мере приближения к Москве, в вагон начали подсаживаться люди. Только тогда мы немного успокоились и доехали до последней остановки, которая была почему-то Лосиноостровская, а не московский вокзал. На безлюдной ночной станции, которая вдобавок тогда реконструировалась, нас высадили. Все бомжи тоже вышли. Глубокая ночь, перрон, стройка, бомжи…

При выходе из вагона один из пьяных бомжей попал ногой в щель между перроном и вагоном и провалился. Я сразу остановилась, поставила вещи, и начала ему помогать вытянуть ногу. Анастасия и женщина прошли вперед и не видели этого. Я боялась, что электричка сдаст сейчас назад и потянет его. Шло время, я тянула бомжа изо всех сил, но ничего не получалось. Плача, я уговаривала его очнуться и вытянуть ногу, так как он останется без ноги. «Ну, помоги же вытянуть, вытягивай, пожалуйста, ты же сейчас никому не нужен, а потом без ноги и подавно будешь никому не нужен», – плача просила я его. Тянула долго. Наконец я уговорила его поднатужиться и совместными усилиями вытянула его. Бомж похлопал меня по плечу с благодарностью и сказал: «Ну, мать, не бойся – теперь вас никто не тронет». Эти ужасные приключения надолго врезались в мою память.

После этого мы посетили отца Сергия Конобаса в поселке Успенское Московской области.

Вернувшись в Киев, мы рассказали о подробностях нашей поездки чадам матушки Алипии, о чудотворной помощи старицы, сопутствовавшей нам в пути, и о нападениях вражиих, без которых невозможно никакое благое дело.

А вот еще одно чудо Матушки. У нас никак не налаживалась связь с Афоном. Мы неоднократно  передавали наши просьбы к отцу Макарию выслать воспоминания о Матушке через различных людей, но мы были не уверены, что наши просьбы доходят. Женщин на Афон не пускают, так как это запрещено, а поэтому лично договориться у нас не получалось. Мы передавали просьбы через паломников. Ожидая ответа, однажды вечером Анастасия решила попросить Матушку самой решить этот вопрос, так как мы не надеялись уже на благополучный исход. И ответ Матушки был моментальным! На следующий день ровно в шесть утра!…пришел факс с воспоминаниями отца Макария. Мы горячо благодарили Матушку за помощь!

Всех поездок не опишешь, мы привели лишь небольшую часть самых запоминающихся поездок, связанных с проявлением особой чудотворной помощи матушки Алипии. Ездили мы во многие приходы разных областей Украины, монастыри, повсюду разыскивая духовных чад и почитателей матушки Алипии. Так по крупинкам собирался обширный и богатый материал о старице.  И всегда Господь и матушка Алипия помогали нам – посылали людей, вразумляли, что нужно делать и укрепляли.

Нужно было иметь огромное терпение и силы – зачастую интервью осуществлялось лишь после множества звонков и предварительных переговоров. К примеру, для того, чтобы выяснить одну важную деталь в житии матушки Алипии, нам пришлось провести около пятидесяти телефонных звонков.

Весь материал был переработан нами из обычной разговорной речи, которая требовала тщательной обработки, в литературную форму. Поэтому большинство рассказов представляют собой авторский текст. Работа по набору текста, корректирование и редактирование были осуществлены также нами.

Собранный и обработанный материл был направлен на проверку в Киевскую Митрополию, после чего с учетом всех исправлений и замечаний был подан на подпись Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, согласие на издание которого мы получили с подписью: «Благословляется для благочестивого назидания».

 

Глава 2

 

Хроника строительства часовни

 Наряду с работой по созданию книги уже давно начала созревать идея облагородить и увековечить место последнего земного жительства матушки Алипии, где в Голосеевском лесу стоял ее домик. Народ не забывал это место, на котором стараниями Ларисы Алексеевны Чередниченко был поставлен белый поклонный металлический крест с фотографией и надписью, что на этом месте проживала монахиня Алипия Авдеева.

Многие задаются вопросами – каким был домик Матушки, почему его снесли, как такое могли допустить? Где были чада?

Дом по улице Полковника Затевахина, в котором поселилась матушка Алипия, был очень старый и подлежал отселению и сносу. В окрестностях тогда разоренной Голосеевской обители еще сохранялись здания, которые не разрушили во время гонения на Церковь.

Дом Матушки – это была ветхая постройка, в которой ранее размещались паломники или же трудники монастыря. В советское время эти здания использовали в качестве жилых, поселяя в них работников и сотрудников Сельхозакадемии.

Сначала Матушка проживала в стареньком домике на ул.Голосеевской. Но после того, как разрушилась стена этого дома, одна из почитательниц матушки Алипии – Лидия  предложила старице помочь найти другое жилье. Лидия знала жильцов дома по улице Полковника Затевахина и договорилась с ними, чтобы Матушка поселилась там. В этом отселенческом домике, по просьбе Лидии Матушке оставили одну комнату, а все остальные снесли.

Матушка переселилась в этот дом и стала жить здесь одна, среди леса, без электричества, которое ей отключили, и водопровода. Водопровод был на улице, не рядом с домом. Место в лесу было пустынное и безлюдное. Часто бандиты, которые захаживали в эти глухие края, наткнувшись на одинокий дом, пытались проникнуть внутрь. Однажды ночью даже выломали двери.

Жить в этом доме было трудно. Поскольку соседние комнаты снесли, то через оставшиеся тонкие деревянные стены и  межкомнатные двери в комнату Матушки проникал сильный холод. Потом их обложили кирпичом. Этот кирпич, а также металл для ремонта крыши по благословению Матушки доставала я, а организацией работ руководили чада.

Время было тяжелое, достать кирпич было невозможно, а матушка Алипия была политически неблагонадежной, и Матушке кирпич завозить было опасно. За ней следили, а также доносили и соседи: Анка и проживавшие у озера милиционеры. Домик был очень ветхий, требующий капитального ремонта. В такой разрухе мог выжить не каждый,  но Матушка не жаловалась и терпеливо все сносила.

Для того чтобы описать жилище Матушки, необходимо представить его размеры. По длине помещались: печка, кровать и при входе небольшое пространство, где Матушка сушила дрова, а по ширине – кровать и маленький столик. Приблизительно  девять квадратных метров, так как длина составляла около четырех метров, а ширина два двадцать. И еще маленький коридорчик без окна, в котором на лестнице зимой, а также летом по ночам сидели куры.

В келии Матушки были два маленьких окна – первое располагалось по ширине комнаты, и всегда было занавешено темным одеялом, а второе – по длине. Сейчас появилась фотография, на которой чада Матушки стоят у белого дома. Ошибочно считать, что это домик матушки Алипии, так как домик Матушки имел всего два окна, и они не были расположены вряд. А также домик был обложен кирпичом и никогда не был белого цвета.

Сейчас, по прошествии более двадцати лет, когда времена изменились, не зная прошлой ситуации, не понять как могло произойти разрушение дома Матушки. Чада матушки Алипии делали все, что могли – сорок дней ночевали в домике, берегли его, установили дежурство и днем и ночью. Хотя это было небезопасно.

На сороковой день монахине Евдокии, позже схимонахине Евпраксии, явилась Матушка и говорит: «Я охранял вас сорок дней, а теперь меня не будет, я уезжаю в святые места».

На сорок первый день собралась группа дежуривших: Мария Александровна Скидан с внучкой Ириной, Екатерина, которую Матушка называла «Золотой» и Анна Пасечная. Они шли на ночное дежурство. Был зимний вечер, около девяти часов. На улице была непроглядная тьма. При подходе к домику, не доходя метров семи, какая-то необычная страшная огромная птица низко-низко пролетела над ними, крича страшным голосом, да так, что казалось весь лес наполнился стоном. Мария Александровна сразу вспомнила тот страшный крик птицы, когда Матушка боролось в овраге с каким-то «мужчиной». Подробности этого случая описаны в первом томе книги. Эта мистическая птица и ее неестественный крик испугал всех, а Екатерина побежала в овраг – посмотреть куда она полетела и что это за птица. Все начали останавливать ее и сразу вспомнили слова Матушки, что больше она охранять их не будет. Значит, это не они охраняли Матушкин домик, а она охраняла их от бесовских наваждений и криминального элемента, который во множестве слонялся в этих местах.

Николай Александрович Заброда, который при жизни Матушки был ее помощником по хозяйству, подошел ко мне и говорит:

- Вера, забери дрова.

- Зачем?

- Будем сносить дом.

- Как? Почему?

- Чтобы не было притона.

Заранее все чада разобрали личные вещи Матушки, я забрала дрова, которые привозила Матушке, как она мне и предсказывала, что мне же придется их забирать. Дрова я отвезла в приют.

Домик сносила милиция, а  доски забрала себе. А фундамент дома был разобран впоследствии и использован при строительстве часовни.

После сноса на этой земле был огородик, который обрабатывала Мария Александровна Скидан, о чем и было предсказано ей матушкой Алипией. Приходили иногда и другие чада Матушки помочь ей. Плоды и овощи, собранные с этой святой земли, вкушали с особым благоговением во здравие души и тела. Это были очень теплые встречи. Собирались близкие люди, вкушали трапезу – кто что принесет. Посидим, бывало, на травке, расстелем покрывало, полюбуемся природой, вспомним Матушку – как она ходила по этой земле. Также вместе с чадами матушки Алипии образовался круг почитателей старицы, которые не ходили к ней при жизни, но теперь полюбили ее всей душой и создавали вместе с чадами один духовно-сплоченный коллектив.

Когда место, где стоял домик Матушки, которое чада начали называть «поприще», зарастало травой, я собирала добровольцев рвать траву и очищать это место от сорняков. Это было нелегкое дело, так как травы вырастали порой в человеческий рост. Крапива, сорняки, колючки – после такой работы руки пекли несколько дней, но все радовались, что удостоились чести поработать у Матушки.

Вновь возрождающийся Голосеевский мужской монастырь, расположенный неподалеку, был еще не отстроен, не было ни высоких башен, ни стен, храм только строился, и вся территория была похожа на большую стройку. В то время рядом с храмом располагались монастырские огороды. Монастырские коровки паслись в округе и, бывало, проходили возле места домика Матушки, пощипывая траву между деревьями. С другой стороны располагались конюшни. Ничто вроде бы не угрожало тихому лесному «поприщу».

Мы с Анастасией, бывая на службах в Голосеевском монастыре, которые совершались в небольшом одноэтажном доме, оставшемся неразрушенным, познакомились с духовенством монастыря. Отца Дорофея (Черновцан), духовника монастыря, мы знали благодаря встречам с паломниками из Москвы, друзьями Анастасии. Так завязалось знакомство. О матушке Алипии в монастыре было мало известно, так как возрождение монастыря началось после смерти старицы. Поэтому благодаря нашим встречам мы познакомили отца Дорофея с именем матушки Алипии и рассказали, что за великая старица жила в монастыре до начала его возрождения.

Однажды мы долго беседовали об этом во дворе монастыря. Отец Дорофей так заинтересовался, что попросил нас: «А можно вы тоже самое расскажете и отцу Исаакию, наместнику монастыря?» Мы, конечно, согласились и уже в следующее наше посещение встретились с отцом Исаакием в его келии, и рассказали о матушке Алипии также и ему. Вскоре они вместе с отцом Дорофеем были на Афоне, где также и отец Макарий, духовник Пантелеимонова монастыря рассказал им о своей поездке к матушке Алипии, когда она еще жила возле монастыря.

Вот с тех пор началось наше длительное, плодотворное сотрудничество с духовенством Голосеевской пустыни.

Вскоре чадам стало известно, что территорию конюшен предполагают расширить и на месте жительства матушки Алипии будет выгон для лошадей. Узнав об этом, мы все очень забеспокоились. Теперь нужно было действовать.

Вскоре наши опасения подтвердились, так как территорию вокруг домика Матушки вплоть до монастыря огородили двухметровым железным забором, продлив тем самым ограждение конюшен. Вокруг памятного креста оставили лишь небольшое пространство, которое тоже было огорожено металлическим забором. На территорию где жила матушка Алипия пройти было уже нельзя, а пространство вокруг креста вмещало не более десяти человек.

Для того чтобы показать властям и Сельхозакадемии, что это место не забыто и любимо народом, и имеет как историческое, так и духовное значение, я организовывала периодические мероприятия – дни памяти матушки Алипии, собирая при этом множество людей – почитателей старицы. Это были дни особого торжества, молитвы, дни светлой памяти о Матушке, которые притягивали к себе все больше и больше людей.

Мы часто вспоминали слова Матушки о том, что на этом месте будет построен храм. Как-то не верилось, что это может произойти, так как получить землю под застройку представлялось невозможным, да и средств на это не было.

Первое, что необходимо было добиться – выделения земли под строительство. Начались поиски возможностей, но оказалось, что обычными человеческими силами этого добиться практически нельзя. Земля, на которой стоял домик Матушки, считалась заповедной территорией и принадлежала Национальному Аграрному Университету.

Чтобы получить законное разрешение на землю и строительство задуманной нами часовни, были задействованы многие организации – Верховная Рада Украины, Кабинет Министров, руководство НАУ.

Был открыт благотворительный фонд «Возрождение святынь» – чтобы придать юридический статус группе верующих, почитателей матушки Алипии. Учредителями фонда стали: я, Удовиченко Вера Федоровна, Смишко Александр Николаевич (ныне диакон Александр) и Савчук Анастасия Николаевна.

Большое содействие оказала Наталья Михайловна  Гиренко, заведующая Секретариата Кабинета Министров Украины.

 

(фото документа в книге)

 

Его Блаженству

 В.Ищенко                                     Митрополиту

Для негайного реагування           Киевскому

 (Доповiсти про вирiшення)        и всея

 17.12.03                                         Украины

 Подпись:                                       Владимиру

 МВ (МитрополитВладимир)      от группы верующих

 19.12.03                                         (список прилагается)

 

                                Прошение

 

 

           В связи с тем, что на месте жительства Христа ради юродивой монахини Алипии (Авдеевой Агафии Тихоновны), по адресу: г.Киев, ул.Затевахина 7 территория находится в крайне плачевном состоянии, устроена свалка, свозится мусор, распиваются спиртные напитки, просим Вашего благословения облагородить территорию и установить часовенку для совершения панихид.

 

Ответстветственность

за проведение работ возлагается на

Удовиченко Веру Федоровну

 

Подпись: Не возражаю   Архим. Исаакий

Нам. Свято-Покровского монастыря

 

Подпись: Ищенко Валерий Васильович

 

 

 

В результате усердных молитв и совместных усилий многих людей нам было выдано разрешение ректора Национального Аграрного Университета Мельничука Д.А. за подписью В.В.Ищенко, заверенное Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом) и настоятелем Голосеевского монастыря архимандритом Исаакием (Андроником).

Подошел такой момент, когда нам нужно было определиться: организовать общину или присоединить будущую часовню к Голосеевскому монастырю. Желающих войти в церковную общину было много – как священников, так и мирян, но мы, помолившись, решили, что Матушке будет более угодно быть при монастыре, о возрождении которого она молилась во время своей жизни и предсказывала его восстановление.

Мы обратились к его настоятелю – архимандриту Исаакию с предложением: после строительства часовни присоединить ее к монастырю. Но мы обязались сами ее построить, потому что у монастыря на то время не было средств на собственную стройку, и принять на себя еще такое хлопотное строительство он не имел возможности. Мы решили собирать средства с помощью благотворителей, которые хотели бы поучаствовать в этом благом деле по любви к матушке Алипии. Это должна была быть поистине «народная» часовня. После принятия такого решения  благотворительный фонд «Возрождение святынь» был закрыт.

Теперь нужно упомянуть о тех трудностях,  которые мы испытали при создании проекта часовни. Вначале нам предлагали делать сварную часовню – мы отказались. Анастасия предложила, чтобы часовня была похожа на одну из дореволюционных киевских часовень, которая была посвящена святителю Николаю. Эта идея была одобрена и поддержана наместником монастыря, поскольку матушка Алипия не была канонизирована, поэтому часовню называть в ее честь не разрешалось.

Мы нашли архитектора, которой передали фотографии дореволюционного памятника.

Настал день утверждения проекта. Но когда Анастасия и все мы увидели чертежи, то очень огорчились – оказалось, что архитектор нас не послушала… и спроектировала часовню по-своему – в виде небольшого домика с крошечной башенкой и куполком в виде луковки.

Хотя проект был уже готов, нам пришлось отказаться от него, несмотря на упорное сопротивление архитектора. Нам доказывали, что пятикупольная часовня (по нашему проекту) будет спорить с пятикупольным храмом монастыря и что это противоречит законам архитектуры. Анастасия же в свою очередь убеждала присутствующих, что это будет очень красиво и создаст архитектурный ансамбль. Доводы Анастасии все-таки убедили принять ее вариант. В результате снова начались поиски архитектора.

По молитвам матушки Алипии Господь привел нас в Укрреставрацию. Разработка архитектурного проекта была выполнена архитектором Олегом Юрьевичем Спинулом и конструктором Владимиром Ивановичем Новаком. Денежные средства на создание проекта были выделены настоятелем Вознесенского храма на Демиевке протоиереем Мефодием (Финкевичем). Предварительно были сделаны тщательный геологический анализ грунта и топографическая съемка.

Перед началом строительства был отслужен молебен в присутствии чад и почитателей матушки Алипии.

Устройство фундамента часовни мы поручили строительной  фирме, которую еще ранее нам рекомендовала предыдущая архитектор. Началась разметка. Мы с Марией Александровной Скидан показали рабочим точное расположение домика Матушки.

Когда же вместе с Анастасией мы подошли в следующий раз, то Анастасия заметила, что часовня развернута не на восток, а параллельно дороге. Переделывать разметку никто не хотел, так как снова от предыдущего архитектора в ход пошли убеждения искусствоведческого характера. Анастасия настояла на том, что часовня матушки Алипии, как и любой храм, должны иметь четкие ориентиры на восток. Разметку все-таки переделали.

Начали рыть котлован. Фундамент должен был быть по проекту глубиной три метра, потому что мы предполагали, что может быть в будущем перезахоронение матушки Алипии будет совершено в часовню. И в этот момент нам сообщили, что под тем местом, где стоял домик Матушки, обнаружили человеческие захоронения. И тут Мария Александровна вспомнила, что матушка Алипия говорила ей, что на «этом месте похоронены три старца» и сказала об этом нам. Этим еще раз подтвердилась прозорливость старицы.

Когда рыли котлован, то части фундамента дома матушки Алипии в виде глыб экскаватор поднимал и сбрасывал отдельно. Фундамент был сделан из старого, но прочного глиняного кирпича, поэтому нужно было разбить его на отдельные кирпичи, которые потом должны были послужить для нового строительства.

Помочь в этом деле вызвались почитатели Матушки. Мужчины с осторожностью разбивали и очищали кирпичные глыбы, а женщины – уставшие, пыльные, но радостные, носили эти благодатные кирпичики кто по одному, кто по несколько, и бережно складывали их в стопки.

Когда закладывался фундамент, оказалось, что фирма, которая взялась строить часовню, по совету нашего предыдущего архитектора самовольно изменила проект, и фундамент был заложен другого размера. Строительство уже было начато, поэтому старый проект был уже непригоден. Это был для нас большой удар, так как теперь нужно было снова переделывать проект «с нуля», затратив при этом много времени и денежных средств. Снова мы обратились в Укрреставрацию с просьбой сделать новый проект. Строительная фирма была отстранена, и исполнение работ по фундаменту было возложено на Павла Яковенко, мужа Анастасии, который вместе с группой помощников-добровольцев – Николая Угленкова, Алексея Хлоева и Игоря Симонова закончили фундамент.

При постройке часовни учитывалось возможное перезахоронение тела матушки Алипии с Лесного кладбища в часовню, поэтому из кирпичиков, которые были разобраны, было построено внутри нового фундамента отделение, в которое предполагалось опустить гроб Матушки. Но так как на момент эксгумации часовня была еще в стадии строительства, то ее честные останки были перенесены в усыпальницу под храмом Божией Матери «Живоносный источник». Теперь эти кирпичи освящают здание часовни и несут в себе частицы благодати старого домика матушки Алипии. Также в фундамент часовни были заложены некоторые святыни.

Когда процесс строительства подошел к тому, что нужно было возводить стены, прорабом стал иеромонах Паисий (Васюк).

Кирпичную кладку выполнила женщина-каменщик, профессионал своего дела Магдун Наталья Васильевна с помощниками.

Сложные сварочные работы были выполнены Николаем Павловичем Угленковым, давним почитателем матушки Алипии, с которым нас связывали годы дружбы. Он и его жена Валентина участвовали во всех мероприятиях, которые проводились в память о Матушке. Помогал ему Алексей Леонтьевич Ковальчук. Ими же совместно были выполнены и внутренние работы по оштукатуриванию стен, сводов, барабана и купола. Облицовку мрамором стен, пола, цоколя и лестниц выполнил Алексей Ковальчук.

Установка куполов и крестов была выполнена иеромонахом Паисием (Васюк).

Большую помощь в выполнении кровельных работ оказала строительная компания «Буд Эра» в лице директора Гнатюка Александра Викторовича, который выделил для этого рабочих за свой счет. Также приносим благодарность полковнику МЧС Ищенко Александру Анатольевичу за оказанное содействие.

 

Когда было выдержано время для усадки здания и штукатурки, начались работы по росписи храма, а также написанию икон, которые будут выставлены после окончания росписи. Роспись стен предполагает изображение жития матушки Алипии, поэтому может быть продолжена только после ее канонизации.

Были расписаны купол, барабан и своды художниками-иконописцами Анастасией Савчук и ее мужем Павлом Яковенко. Также Павел, который уже выполнил мозаичные иконы для фасада собора иконы Божией Матери «Живоносный источник», начал работу по созданию мозаичной иконы для фасада часовни.

В куполе изображен Нерукотворный образ Спасителя, в барабане в верхнем ярусе между окон херувимы, а внизу композиция, которая именуется Этимасия, то есть поклонение Кресту. Эта композиция также включает в себя композицию Престола Уготованного, что придает ей эсхатологический, апокалиптический смысл. В целом тема росписи – Небесное Царство. Подпись в барабане – «Царство Твое – Царство всех веков». Росписи сводов продолжают эту тему, представляя развернутое на четырех сводах изображение Небесного Иерусалима. В углах сводов – символическое изображение ворот Небесного Иерусалима, охраняемого огненными херувимами. Посреде рая Божия – Матерь Божия, окруженная ангелами. На центральном своде – Спас Эммануил и четыре животных – символы четырех Евангелий. На западном своде – праведный Авраам и праведные души в композиции, именуемой лоно Авраамово. А также благоразумный разбойник. На южной стене – души праведников, мучеников, преподобных, которых апостол Петр ведет в рай, так как ему даны ключи Царствия Небесного. Роспись выполнена в византийском стиле.

Теперь нужно вспомнить о тех благотворителях, которые с радостью подали свои щедрые лепты для земного прославления матушки Алипии.

Когда мы приняли решение строить часовню, средств на это совсем не было. Мы задумались – что нам делать? Анастасия меня подбодрила: «Что скорбеть, нужно искать. Будем обзванивать всех наших знакомых, почитателей Матушки, и спрашивать их».

Так и сделали. За время сбора материалов для книги мы познакомились со многими людьми, поэтому список телефонов у нас был очень большой.

Когда мы позвонили Галине Леонидовне Геращенко, православной поэтессе, замечательному, отзывчивому человеку, она с радостью откликнулась нам помочь, потому что именно в это время ее брат Александр Леонидович Садовничий очень хотел помочь в строительстве какого-нибудь храма, и они с сестрой уже начали поиски в этом направлении. Это событие явилось настоящим чудом матушки Алипии.

Мы встретились с Александром Леонидовичем и рассказали о том, кто была Матушка, о ее жизни, о проявлениях милости Господа по ее молитвам. Он очень заинтересовался и проникся любовью и благоговением к Матушке. Так было начато строительство фундамента часовни. Александр Леонидович, который на то время недавно похоронил горячо любимую мать, внося свои пожертвования в память почившей на строительство часовни, этим самым просил небесного упокоения ее души у Господа, а также предстательства и заступничества у Матушки о ней. Помяни, Господи, душу усопшия рабы Твоея Екатерины.

Александр Леонидович кроме пожертвований на строительство, также участвовал в деле переноса останков Матушки и приобрел дорогостоящий гроб, в котором останки Матушки почивают после обретения.

Хочется также поблагодарить Владимира Анатольевича Михайленко, Наталью Леонидовну Авилову, Ольгу Александровну Маценко, Пинчука Дмитрия Александровича, Лилию и Александра Кашкаевых за оказанную помощь. Упокой, Господи, душу рабы Твоея Ольги (Ольги Ярославовны Палий), которая отозвалась на наши просьбы с горячей любовью к Матушке и была также в ряду начинателей нашего строительства. И, конечно же, приносим благодарность всем людям, которые вносили свои посильные пожертвования – кто сколько мог.

Дальнейшая оплата труда рабочих, закупка материала и все необходимое для строительства и благоукрашения храма осуществлялось за счет сбора пожертвований, изданий и продажи книги «Стяжавшая любовь» и церковной утвари, которая продавалась на территории часовни.

Очень утешительным для меня был тот факт, что труды по строительству часовни благословил одесский старец схиархимандрит Иона (Игнатенко), который через Галину Михайловну Сагач передал мне такие слова, что «маленькая, худенькая женщина строит часовню чистыми деньгами, я ее благословляю и закончить ее».

 

Глава 3

 

Подготовка и организация перезахоронения останков монахини Алипии (Авдеевой)

Параллельно строительству часовни и написанию книг, шел процесс подготовки и организации перезахоронения останков Матушки в Голосеевский монастырь. Это было очень сложно. Такому решению способствовали события на Лесном кладбище, где могилка Матушки стала объектом вандализма. Поэтому перенос останков был необходим.

Сегодня те сложности, которые пришлось испытать чадам Матушки, чтобы сохранить могилку старицы неоскверненной, уже отошли в историю. Сколько пришлось испытать! После кончины Матушки близкие чада никогда не забывали посещать место ее упокоения. Матушка сплотила всех, это была одна большая дружная семья. Собирались все вместе после службы и ехали пообщаться с Матушкой как с живой.

Духовные чада, которые стали свидетелями подвигов и чудотворений Матушки не понаслышке, а видели ее и имели счастье с ней общаться, были убеждены в несомненной святости Матушки и в том, что душа ее предстоит пред Господом. Но были и такие, которые не видев ее, верили разным кривотолкам, потому что подвиг юродства очень сложен для понимания, поэтому позволяли произносить в адрес Матушки, а также ее духовных чад, негативные высказывания.

Но народная молва о чудотворениях, которые начали совершаться по молитвам Матушки, росла в среде народа и все больше и больше людей начало приходить к ее могиле. Многие в своих бедах и страданиях, с горячей и искренней молитвой обращались к Матушке и убеждались в действенности ее помощи. Люди с благодарением Богу и матушке Алипии делились с окружающими, родными и близкими, чудесными фактами невероятной помощи в делах и исцелений. Часто это происходило даже с людьми маловерующими и это производило на них огромное впечатление, укрепляя и воспламеняя в них живую веру.

Когда вышли в свет первые книги о Матушке: «На пажити Богоматери» Л.А.Чередниченко и «Матушки земли российской» А.Ильинской, а впоследствии и книга «Стяжавшая любовь», множество людей смогли ознакомиться с беспримерной жизнью, духовными подвигами и необыкновенными воспоминаниями о ней. А это еще более способствовало распространению ее почитания и признания в народе.

Вскоре ее могилка стала постоянным объектом многочисленного паломничества. Ехали к ней и верующие, и не верующие, страждущие, больные, обреченные, обиженные, отчаявшиеся, но всегда с надеждой на помощь и заступничество. Ехали со всех концов нашей страны, а также и других городов и стран, ближнего и дальнего зарубежья. На протяжении всего года, каждое тридцатое число месяца – стало днем праздника памяти матушки Алипии, о чем она предсказывала при жизни.

И вот в связи с распространением почитания матушки Алипии в народе, появились группы людей, которые были заинтересованы, чтобы Матушка была как бы их собственностью.

Вспоминается такое событие. Приходим мы вместе с чадами к Матушке, а на ее могиле установлена железная клеть с дверями, на которых висит замок. К могиле не подойти и не прикоснуться. Что делать? Пришлось пролазить по земле под решеткой по-пластунски, чтобы проникнуть внутрь и приложиться к кресту. Снять эту решетку-склеп оказалось не так просто, для этого были созданы заинтересованными лицами всяческие препятствия, но стараниями духовных чад она была все-таки удалена.

Как и всякая святыня, могила Матушки стала привлекать внимание разных экстрасенсов, оккультистов, лже-целителей, которые приводили с собой своих клиентов и  последователей. С ними также пришлось сильно побороться, убеждать людей опомниться и защитить могилу Матушки от осквернения.

Наряду с этим были случаи явного вандализма, так что даже пришлось снять верхний слой земли и насыпать новый.

Но самым громким стало дело, когда ночью группа людей была задержана правоохранительными органами при раскапывании могилы Матушки с целью извлечь ее гроб из могилы. Было открыто уголовное дело.

После этого чада решили охранять могилу днем, а для ночных дежурств привлекли специальную службу охраны, которую предоставила Татьяна Романовна Антонюк, заведующая сектором по вопросам религий и межнациональных отношений Секретариата Кабинета Министров Украины.

Посоветовавшись, духовные чада приняли решение добиваться перенести останки матушки Алипии в Голосеевский монастырь и написали ходатайство на имя наместника монастыря, а архимандрит Исаакий подал ходатайство на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира, которое было утверждено положительно.

Начался очень сложный процесс сбора документов для эксгумации, который длился более полгода. Пришлось приложить немало усилий для этого. Часто сбор всех необходимых справок находился на грани срыва, так как документы были либо утеряны, либо уничтожены по причине давности. Восстановление требовало помощи многих учреждений, где нам шли навстречу.

И вот необходимые документы были собраны, и торжественный перенос останков матушки Алипии состоялся. Это было незабываемое событие, на котором присутствовали чада матушки Алипии, священство и миряне, почитатели матушки Алипии. Подробное описание этого события помещено в предыдущих выпусках книги «Стяжавшая любовь».

Когда перенос гроба старицы был совершен, во избежание нарушения воли матушки Алипии, которая не благоволила тому, чтобы частицы ее тела были розданы в будущем в разные храмы, чада матушки Алипии, вспомнив слова Матушки, составили документ, подтверждающий слышанные ими высказывания старицы и заверили его своими подписями.

Глава 4

Подготовка документов для канонизации

 

Одновременно шел процесс сбора данных для комиссии по канонизации. Для этого нужно было собрать свидетельства об исцелении по молитвам монахини Алипии (Авдеевой) в документальной форме.

Мы знаем, что по молитвам старицы в нынешнее время совершается огромное количество исцелений, но не все возможно зафиксировать документально.

Необходимо иметь и медицинские справки, истории болезней, диагнозы, врачебные заключения и свидетельства очевидцев, подтверждающих исцеление, и данные всех исцеленных, их адреса и телефоны, а также паспортные данные, которые подают свои свидетельства на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира.

Ходатайство о канонизации монахини Алипии выдвинуто наместником Свято-Покровского монастыря «Голосеевская пустынь» архимандритом Исаакием (Андроником).

Так как мы с Анастасией в ходе написания книг общались со многими исцеленными по молитвам Матушки людьми, то документы для комиссии были подготовлены нами и переданы архимандриту Исаакию. Это огромный труд, которому были отданы большие силы.

Документы прошли проверку в Синодальной комиссии по канонизации святых. Теперь православному народу нужно молиться до момента прославления матушки Алипии.

В поддержку канонизации матушки Алипии мы начали сбор подписей. Буквально в течение нескольких месяцев было собрано более двадцати пяти тысяч подписей тех людей, которые считают себя почитателями памяти монахини Алипии (Авдеевой) и регулярно обращаются к ней за молитвенной помощью. Я думаю, что этот список можно было бы продолжать и продолжать, но проводить этот сбор дело довольно нелегкое и хлопотное. Господь по молитвам Матушки посылал добровольцев потрудиться для этого благого дела. Особенное старание приложил Владимир Анатольевич Михайленко, давний благотворитель и почитатель матушки Алипии.

Также хочется поблагодарить игумению Татиану (Алатарцеву) за участие в подготовке материалов для заседаний комиссии.

Необходимо здесь упомянуть также и о молитвенной поддержке многих и многих людей, сердца которых согревает любовь к матушке Алипии.

Начиная со времен пребывания могилки Матушки на Лесном кладбище, когда неоднократно поднималась духовная брань против ее светлой памяти – будь то препятствия со стороны заинтересованных людей, или же вставала угроза открытия на месте ее жительства конюшни, или же необходимо было умолять Господа избавить матушку Алипию от клеветы, которой она подвергалась после кончины и защитить дело ее канонизации, нам с Анастасией приходилось регулярно поднимать народ на особенный молитвенный подвиг.

Дело это также непростое, потому что каждые сорок дней мы находили добровольцев читать Псалтирь о ее упокоении. Этот молитвенный подвиг с радостью несли многие духовные чада, а также почитатели, которых Господь привел к Матушке после ее кончины. Собиралось даже по несколько бригад молитвенников – в каждой  по двадцать. А потом эти бригады составлялись даже по отдельным приходам. Так особое рвение в этом деле приложили прихожане храма святого Иоанна Предтечи в Беличах, а также храма святой равноапостольной Ольги, где эту добрую традицию поддерживают и по сей день.

 

Глава 5

Послесловие

 

В связи с этим, хочется также обратить внимание на то, как народ отзывается на любовь матушки Алипии. В память ее упокоения регулярно совершаются тысячи панихид, а если посмотреть вглубь минувших дней, то за время после ее преставления их совершено уже миллионы.

Так эта маленькая, никем незаметная в годы своей жизни женщина, которой приходилось терпеть насмешки и унижения, о которой некоторые верующие говорили, что она в прелести, а неверующие, что она психически нездорова, достигла такой славы у Господа.

И достигла она этого не посредством внешне богоугодной жизни, а действительного реального непоказного внутреннего подвига, который и дал ей теперь такую необыкновенную славу.

Мы уверены, что о многих богоугодных делах, которые она совершила, мы не знаем, так как это осталось сокровенным между ею и Богом.

Зависть, непонимание, клевета – вот то, что омрачало память Матушки в первые годы после ее кончины. Постепенно, с ростом ее почитания в народе, эта клевета начала рассеиваться словно дым, застилающий глаза. Теперь же о ней знают во многих странах мира и по опыту ощущают ее заботу и любовь. Милость и любовь – вот то, что она ценила прежде всего и ради чего жила. Милость – это то, что ощущают верующие люди от нее сегодня.

Несомненно, что молитвами матушки Алипии  Голосеевский монастырь приобрел тот вид, который мы все  сейчас можем наблюдать. Это чудо, которое произошло на наших глазах. Еще десятилетие назад монастырь представлял собой почти руины. Мало помалу шло строительство.

И вот когда совершился перенос останков матушки Алипии в монастырь, когда она вернулась в места, хранительницей которых была и о которых приносила горячую молитву Богу, когда тысячи и тысячи паломников стали стекаться в монастырь, чтобы поклониться гробу Матушки, он стал очень быстро возрождаться. Даже посмертно она заботится о своем монастыре и является его небесной строительницей.

Во всех событиях, которые мы описали, видна несомненная помощь матушки Алипии и ее руководство. Мы уверены, что она провидела все эти события, так как имеются многие подтверждения этому – ее высказывания и предсказания, которые исполнились в свое время.

Она предсказывала, что люди будут ходить к ее гробу, что о ней будут написаны книги. И даже то, что будет в них написано, было ей известно. Об этом свидетельствует случай с одной девочкой. Матушка сказала ей, что в книге, которая будет написана, будет помещен случай, связанный с этой девочкой, и она прочитает о нем впоследствии, и вспомнит о старице и о том, что она ей говорила.

Это особенно поразительно, потому что даже такие подробности не укрылись от прозорливости старицы. Когда девочка выросла, то убедилась в истинности ее слов, прочитав в книге о Матушке случай, происшедший с ней.

Но старица не всем говорила о таких вещах, потому что это было бы нескромно с ее стороны, а рассказала ребенку, который все воспринимает по-особенному.

Все это вселяет в нас надежду, что все материалы, которые Господь нам послал по молитвам Матушки, все то, что мы написали с ее помощью, что удалось собрать по крупинкам, что издано и вышло в свет, благословлены ею. Об этом свидетельствуют также и многочисленные факты исцелений, которые совершаются при чтении книг о Матушке и обращении к ней с молитвой, потому что посредством чтения книг читатель имеет с ней живое общение.

Старица предсказывала возрождение монастыря, а также строительство храма на месте ее домика. О том, что будет совершен перенос ее останков в Голосеевский монастырь, она предсказывала монахине Людмиле (Косовской), сказав ей, что их могилы будут находиться рядом. Монахиня Людмила была похоронена на кладбище Голосеевского монастыря.

Мы довольно кратко описали те события, которые произошли с нами  – они уже сами по себе являются чудом, о котором стоит рассказать людям, так как это проявление посмертной чудотворной помощи матушки Алипии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментирование этой статьи запрещено.